Профилактика ДТП с участием детей-пассажиров

Несмотря на общее снижение показателей ДТП с пострадавшими на фоне роста автопарка (в 2018 году в России произошло 168 099 ДТП с пострадавшими, что на 0,8% меньше, чем в 2017 году), цифры остаются высокими. В 2018 году на дорогах России погибли 18 214 и ранены 214 853 человека. Вызывают обеспокоенность ДТП с участием детей.

     В прошлом году зарегистрировано 19 930 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. в результате которых 628 детей погибли и 21 718 получили ранения.

   Маленькие пассажиры — это одни из самых уязвимых участников дорожного движения. Штатные системы безопасности автомобиля не рассчитаны на их защиту. Поэтому при перевозке детей необходимо обязательно использовать детские удерживающие устройства (далее — ДУУ. автокресло). Важно отметить, что остается проблема не только отсутствия ДУУ в автомобилях, но и непонимания важности выбора ДУУ в зависимости от возраста, роста и веса ребенка, что особенно актуально при перевозке младенцев. Родители при выборе автокресел зачастую слишком большое внимание уделяют внешнем}’ виду (цвет, размер, форма и т.д.) и забывают главное — качество и надёжность устройств, которые должны защищать детей в транспортном средстве. Родители, следуя рекомендациям продавцов, часто приобретают дешёвый товар, не соответствующий требованиям безопасности, подвергая жизнь детей ещё большей угрозе.

Продукция, поступающая из разных стран, зачастую является некачественной: по итогам проверок детских автокресел российскими испытательными лабораториями более 90% продукции не соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Причем характер несоответствий распространяется от инструкции до прочностных свойств. В ходе краш- тестов такие устройства не выдерживают нагрузки, ломаются.

По итогам исследований ВЦИОМ 23% россиян отрицательно оценили инициативу по возможности использования части материнского капитала на приобретение автокресла. Отвечая на вопрос «Почему Вы не используете автокресло при перевозке детей?», 35% респондентов ответили, что не видят в нём смысла, а при выписке из роддома и перевозке ребёнка на автомобиле 56% опрошенных везли его на руках, без использования ДУУ. Все эти факты указывают на проблему неосознания родителями необходимости использования автокресла. И если для перевозки детей в возрасте до 7 лет родители в 63% случаев используют автокресла, то после 7 лет использование автокресла снижается до 33%, а 22% родителей начинают использовать накладку на ремень. 24% родителей — ремень безопасности, мотивируя это тем. что ребёнок не помещается в автокресле (59% ответов) или ему там неудобно (19%). Одной из основных причин таких результатов социологических опросов можно считать неинформированность населения об эффективности детского автокресла: родители попросту не знают о рисках и последствиях неиспользования ДУУ. Таким образом, необходимо проводить работу с родителями, разъясняя необходимость применения автокресла/

Кроме того, итоги исследования подтверждают печальную статистику — 47% опрошенных превышали скорость на 5-10 км/ч при перевозке ребёнка, а 28% превышали скорость на 20 км/ч. Каждый десятый (13%) превышает скорость на 20-40 км/ч. что многократно повышает риски получения при ДТП тяжёлых травм,  возможно несовместимых с жизнью. 17% опрошенных совершали обгон по полосе, предназначенной для встречного движения, с ребёнком в салоне автомобиля, при том, что обгон — самый опасный маневр на дороге,  26% респондентов при перевозке ребёнка отвлекались на мобильный телефон и разговаривали по нему без использования устройств hands free.

Данные официальной статистики аварийности с участием детей в 2017 году свидетельствуют:

  1. Каждое 10-е ДТП с детьми-пассажирами произошло из-за выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, или обгона.
  2. Каждое 10-е ДТП, в котором погиб ребёнок произошло из-за превышения скорости или несоответствия скорости конкретным условиям движения.
  3. Каждый 10-й ребенок погибает в Д ГП при выезде на полосу, предназначенную для встречного движения.
  4. Вероятность гибели ребёнка в ДТП на полосе, предназначенной для встречного движения, без использования средств пассивной безопасности увеличивается в 3 раза.
  5. Вероятность гибели ребёнка в ДТП при превышении скорости без использования средств пассивной безопасности увеличивается в 2 раза.

(Ситуация по итогам 2018 года не изменилась.)

Данные исследования и официальной статистики аварийности подтверждают необходимость расширения деятельности в области профилактики детского дорожно- транспортного травматизма, в частности, работы со взрослыми участниками дорожного движения по донесению важности соблюдения правил дорожного движения и правил перевозки детей, с упором на следующие ключевые элементы:

  1. Важность использования ДУУ при перевозках детей как до 7 лет, так и старшего возраста (до 12 лет).
  2. Необходимость пристегивания детей в ДУУ.
  3. Внимание к качеству ДУУ. материалам, соответствию стандартам, наличию сертификации, прохождению краш-тестов.
  4. Соблюдение скоростного режима водителями.
  5. Отказ от опасных маневров (обгона, резких торможений и перестроений).